ГБО — экономия или миф?

«А у меня в машине газ, а у вас?», — хвастаются многие автолюбители, которые перевели свои машины на ГБО. Причем они далеко не все ездят на бюджетных «Ланосах» или на «Жигулях». Среди моих знакомых, к примеру, есть полдесятка весьма состоятельных людей, которые также переоборудовали свои «Лэнд Круйзеры» и «Паджерики» на газ.

И радуются, как дети… Хотя, должен вам сказать, лично я очень неблагосклонно отношусь к ГБО. Ну, не верю я, что бесплатный сыр бывает не только в мышеловке. Вот поэтому я и решил изучить этот вопрос досконально, чтобы поделиться своими результатами с вами

Голубая мечта

В начале поговорим о теоретических преимуществах газа перед бензином. Если бы газовое топливо имело аналогичное обозначение, как и бензиновое (АИ-92, АИ-95), то там бы стояла цифра 105. Такое высокое октановое число обеспечивает газу бездетонационное сгорание, даже если двигатель раскручивают до предела его возможностей. Также в «газовом» двигателе маловероятно возникновение калильного зажигания, так как при работе на газе в камере сгорания резко уменьшается образование нагара. Кроме того, газ не разжижает моторное масло и не смывает его пленку со стенок цилиндров, а само масло при работе двигателя на газе меньше окисляется, а значит, медленнее ухудшаются его качество и рабочие свойства. По словам «газовых» специалистов газовоздушная смесь, поступающая в цилиндры, по своему составу является более однородной, чем бензовоздушная, благодаря чему эта смесь из-за особых свойств газа сгорает с меньшей скоростью. В результате детали кривошипно-шатунного механизма двигателя испытывают в процессе работы щадящие нагрузки. Газ не содержит вредных примесей (например, свинца и серы), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда-зонд. Все это положительно сказывается на ресурсе двигателя до его капитального ремонта. Разумеется, газ наносит меньший вред и экологии. Ведь по сравнению с бензином выхлопы голубого топлива содержат меньше вредных веществ: СО – в 20 раз; CH – в 17 раз; серы и других выбросов – в 11 раз. Исходя из вышесказанного, было бы вполне логичным сделать простой вывод: по своим свойствам газ ничуть не уступает бензину и даже превосходит его по многочисленным параметрам. НО! С практической точки зрения использование этого альтернативного топлива сулит определенные проблемы, происхождение которых порою даже отыскать сложно. Так, по словам Андрея, владельца Daewoo Lanos 1.6 DOHC, который поставил за $600 газовую установку более полугода назад «при переключении машины на бензин, она стала тупить при разгонах». Также владелец жалуется, что после ночи простоя машина часто глохнет на холостом ходе: «заводиться приходится по несколько раз, потому что двигатель спускает обороты». Но стоит отметить, что хозяин Lanos заводит мотор исключительно на бензине. Возможно, виной тому мотористы-умельцы, которые не сумели четко отрегулировать силовой агрегат под газ и бензин одновременно. Они сослались на капризность мотора, мол, он очень чуток к плохому топливу. Не исключено и то, что виной тому весьма сомнительная АЗС, после посещения которой начались эти проблемы. Впрочем, сам владелец ничуть не жалеет о переходе на газ: «знаете, сколько я уже сэкономил?». А в подобных мелочах винит некачественный бензин: «думаю, что надо попросту заливать бензин на хороших заправках». Кстати, дабы вычислить срок окупаемости газовой установки используйте следующую формулу: цена газобаллонного оборудования х 100 / (цена 1 л бензина х средний расход бензина — цена 1 л газа х средний расход газа) х средний суточный пробег автомобиля. Относительно тонкостей эксплуатации газового баллона, то он, конечно же, съедает полезное пространство, да и веса прибавляет. Однако, для легковых автомобилей разработаны баллоны в форме бублика, которые устанавливаются на место запасного колеса.

Как уже отмечалось, общий ресурс двигателя при работе на газе увеличивается. Но есть нюансы, которые следует учесть. Для клапанов неиспарившиеся капельки бензина являются охладителем. В газовоздушной смеси никаких капелек нет, поэтому при работе на газе возможен перегрев клапанов. В этом случае специалисты советует владельцам «газовых» авто установить более раннее — на 3–6 градусов — опережение зажигания, а также чуть-чуть, не более 0,08 мм, увеличить тепловые зазоры в клапанах. Необходимо понимать, что бензин является смазкой для осей заслонок в карбюраторе и поддерживает в рабочем состоянии тамошние резиновые уплотнения. Полный отказ от использования бензина может привести к тому, что карбюратор постепенно превратится в «атрофированный» орган, так что в целях профилактики полезно иногда поездить и на бензине. Хотя бы 30 километров в месяц будет достаточно. Но и это еще не все. — Поджечь газовую смесь гораздо сложнее, чем бензин, — отметил автослесарь. — Поэтому и до, и после запуска мотора при температуре окружающей среды ниже 5 градусов следует переходить на питание двигателя бензином. То есть, за несколько километров до стоянки рекомендуется перевести авто на бензин и утром заводить на бензине и только после полного прогрева переходить на газ.

В отличие от карбюратора, который работает «сам по себе», форсунки, подающие бензин во впускной коллектор или в цилиндры инжекторного мотора, управляются электроникой. При переходе на газ они не используются, поэтому нужен дополнительный электронный блок, согласующий работу штатной бензиновой топливной системы и газовой, и отключающий форсунки и бензонасос при переходе на газ. На двигателях с лямбда-зондом (датчиком остаточного кислорода в отработавших газах) необходима коррекция сигналов лямбда-зонда, так как состав отработавших газов при работе двигателя на бензине и на газе существенно отличается, и без коррекции бортовой компьютер получает неверную информацию, что приводит к неправильной работе двигателя. Газовоздушная смесь горит медленнее, чем бензин, поэтому необходим корректор угла опережения зажигания. Посему вполне возможно, что именно из-за этого упомянутый водитель Lanos не мог в полной мере насладиться беспроблемной бензино-газовой ездой.

Итак, если вы все-таки решились осуществить свою голубую мечту, то запомните, что в машине на газе всегда должны быть в порядке система зажигания, электропроводка и воздушный фильтр. Нельзя допускать, чтобы машина перегревалась, нужно тщательно следить за лишними запахами в салоне, под капотом и в багажнике. Поскольку газ пусть и не так опасен, как о нем говорят, но все равно легковоспламеняем. Посему питание автомобиля на газе предъявляет повышенные требования к состоянию авто и аккуратности владельца. И если ваш ритм жизни не позволяет выполнять нехитрые правила эксплуатации (через каждые 1000 километров пробега сливать конденсат из редуктора и чаще менять воздушный фильтр), а регулярное посещение станций обслуживания никак не вписывается в повседневный график — не спешите переоборудовать своего «железного коня» на голубое топливо.