Мифы о ГБО. Для тех, кто сомневается.

Не так давно сжиженный углеводородный газ (пропан-бутан, LPG) был побочным продуктом при добыче нефти. На отдаленных нефтепромыслах его даже утилизировали. Сегодня же в странах Евросоюза газовая смесь получила большое распространение в качестве моторного топлива. Популярность данного газа не случайна и обусловлена мощной поддержкой властей европейских стран, известных стремлением к энергонезависимости и экономичности.

При поиске альтернативы автомобильному бензину среди всех перспективных видов топлива выбор пал на пропан-бутан не случайно. Являясь параллельным продуктом при производстве светлых нефтепродуктов, этот энергоноситель, как правило, вдвое дешевле, а также имеет целый ряд преимуществ перед метаном (сжатым природным газом). Эти характеристики позволили пропан-бутану занять значимое место в энергетическом миксе многих стран.

В Украине основным локомотивом рынка газа как топлива является автомобильная среда — на автогаз приходится почти 70% украинского потребления этого энергоресурса. Сравнить Украину с другими странами по количеству газового транспорта, к сожалению, не представляется возможным из-за несовершенства статистики регистрации газобаллонного оборудования (ГБО) в Госавтоинспекции. Однако, по оценкам экспертов, потенциал роста у нас все еще высокий. Так, в Украине на 1000 литров бензина приходится 170— 180 литров газа, тогда как в развитых рынках — 250— 300 литров.

Главным фактором развития автогазового производства является, безусловно, ценовое соотношение газ/бензин. Впрочем, если взглянуть на ретроспективу цен за последние годы и провести нехитрые расчеты, то можно резюмировать, что установка газобаллонного оборудования на среднестатистический автомобиль окупается в Украине за полтора-два года. Как ни крути, а езда на пропан-бутане экономически выгодна не только для таксистов. Вопреки этому, доля автомобилей, работающих на газе, в нашей стране еще не так высока, как у соседей. Основной фактор, не уступающий по влиянию на развитие автогаза ценовому преимуществу, — мифы, распространенные в среде автомобилистов.

Миф о ГБО — «Осторожно, газ!»

Такие наклейки часто можно встретить на украинских машинах. Сигнал якобы призван предупредить об опасности переоборудованного на пропан-бутан автомобиля. На интернет-форумах автомобильных сообществ часто рассказывают страшилки о случаях взрывов газовых баллонов в процессе заправки и просто на дороге. Даже фотографии публикуют. Однако следует обратить внимание, что в 99,99% случаев речь идет не о пропановой емкости, а о баллоне с природным газом. Последние действительно нередко взрываются на старых автомобилях, наполняя Интернет фотографиями с искореженными остатками их бывших носителей. Но если в случае с метаном речь идет о давлении в 200 атмосфер, то пропановый баллон наполняется всего на 15—16 атмосфер, что ниже давления в колесах некоторых грузовых автомобилей.

Опровергать заблуждение о взрывоопасности пропановых баллонов специалисты по установке ГБО могут часами. И тут дело в реально большом количестве доводов. Во-первых, говорит начальник направления ГБО харьковской компании «Род-Ник» Александр Никитенко, стоит учесть тот факт, что толщина и ударостойкость газового баллона бензобаку и не снилась. «Если уж на то пошло, то при серьезном ДТП бензобак прорвется первый», — обоснованно отмечает он. Во-вторых, дополняет коллегу директор столичной «АвтогазГлобал» Михаил Яковенко, газовый баллон, в отличие от бензобака, имеет клапан избыточного давления. «При сильной деформации емкости она просто выпустит лишний газ, — говорит руководитель сети СТО по переоборудованию. — Кроме того, в емкости есть еще и другие клапаны, которые не позволяют заполнить ее полностью, оставляя значительный резерв на случай повышения давления».

Интересное подтверждение слов представителей СТО можно найти на популярном сайте YouTube. В первом ролике известный актер тестирует метановый и пропановый баллоны, а также бензобак на предмет ударостойкости, сбрасывая их в огонь с 37 метров (скорость 70 км/ч). Результат — незначительно поврежденная емкость со сжиженным газом, абсолютно целый баллон с природным газом и взрыв на этапе тестирования бензобака. Контрольный выстрел по легенде о взрывоопасности пропанового баллона наносят небезызвестные «Разрушители мифов». Причем наносят его в прямом смысле слова: после двух попыток пробить 50-литровый баллон, стреляя из полицейского пистолета, товарищи из Discovery берутся за миниган (многоствольный армейский пулемет). Баллон пробивается, но не взрывается. Детонировать несчастную емкость удается, лишь зарядив пулемет трассирующими снарядами. Доводы принимаются как убедительные.

 Миф о ГБО — Не навреди

Еще одно распространенное среди автовладельцев заблуждение звучит так: «Если машина сделана для езды на бензине, то перевод ее на другое топливо на пользу не пойдет». Впрочем, на основных форумах автосообществ не удалось отыскать убедительные примеры выхода из строя двигателей и других систем из-за использования пропан-бутана.

Комментируя вредность газа для двигателя, специалисты убеждают, что дела обстоят наоборот. «Оборудованный нами Mercedes G-Class («кубик». — А.К.) приезжал на обслуживание на 500 тыс. км пробега, служебные «Ланосы» уже отходили по 400 тыс. км, и с мотором там все отлично», — вспоминает Александр Никитенко, добавляя, что приходилось видеть машины и с 700-тысячным пробегом на газу.

По его словам, весь служебный транспорт фирмы давно переведен на пропан-бутан. Да и личный тоже: «заряженный» Mitsubishi Lancer Evolution X Александра на сжиженном газе — гордость компании. Таких газовых «болидов» в Харькове уже около десятка. «Заправка некачественным бензином спортивного автомобиля стоила мне замены двигателя на 30 тыс. км. Пробег на газу уже вдвое больше и машина в полном порядке», — уверяет харьковчанин.

ГБОшники поясняют благотворное влияние газа спецификой самого топлива. Дело в том, что октановое число газа составляет по привычной нам шкале 103—104 единицы. Это значит, что при правильной настройке топливо сгорает лучше, детонация двигателя отсутствует. Кроме того, сжиженный газ оставляет меньше отложений в двигателе. Все это приводит к тому, что мотор работает мягче, нагрузка на ключевые узлы и детали снижается.

Единственное слабое место у двигателя на газу — седла клапанов, имеющие свойство проседать. «Это давно не проблема: такому явлению в большей мере подвержены японские автомобили, но при установке ГБО добавляется система смазки жидкостью FlashLube, которая нейтрализует негативный эффект», — говорит Михаил Яковенко. Моторы на «немцах», по его словам, и без того работают отлично.

Миф о ГБО — Ест, но не едет

Еще одно распространенное среди автовладельцев мнение — автомобиль на газу становится безнадежным «овощем», а расход топлива значительно возрастает по сравнению с бензином. Такое мнение назвать мифом на 100% нельзя, но и правда далека от такого утверждения. На самом деле, мощность и расход топлива находятся в обратной зависимости.

«Тут все зависит от пожеланий клиента, — заверяет директор «АвтогазГлобал». — Можно настроить систему таким образом, что она будет резвее любого бензинового аналога, но тогда и на аппетит машины не жалуйтесь. С другой стороны, расход топлива может быть ниже, чем бензина, но тяга будет хуже».

По словам установщиков ГБО, как у мощности, так и у расхода есть допустимые границы, и задача мастера — настроить систему таким образом, чтобы отличие поведения машины на газу от работы на бензине было минимальным.

Специалисты также напоминают, что в машине всегда есть тумблер переключения вида топлива. Есть желание экономить — едешь на газу, необходимо больше мощности — бензин к вашим услугам.

Кроме того, современные системы позволяют программировать оборудование таким образом, что при переходе двигателя на высокие обороты, например при обгоне, автоматически включается подача бензина, а при возобновлении спокойного движения — газа.

Основным негативным явлением, с которым придется столкнуться потребителям пропан-бутана в Украине, остается качество газа. Действующий в стране ДСТУ регламентирует качество газа лишь для коммунально-бытового потребления. Для автогаза, отличающегося от бытового более высокой очисткой, стандарта в стране нет. Это порой обрекает владельцев машин с ГБО на внеочередную замену фильтров.

Мифы из гаража

Владельцы СТО делают очень важную ремарку: все прелести газа доступны при одном условии — установкой и сервисом оборудования обязаны заниматься квалифицированные специалисты. Крупные дистрибьюторы зарубежных марок ГБО в Украине стажируют своих мастеров на заводах-производителях. Также проводятся регулярные семинары с участием представителей производителей оборудования. Это позволяет украинским специалистам постоянно быть в курсе новшеств техники и технологий.

К появлению упомянутых выше мифов приводят, как правило, вмешательства в технику многочисленных кулибиных, орудующих в гаражах автопарков по интуиции. Как известно, непрофессиональное вмешательство может испортить любую технику, а в случае с топливной системой автомобиля много стараться не придется. «К нам приезжают на обслуживание разные экспонаты ГБО, которые устанавливались Бог знает где. Каких только ужасов мы там не видели…» — вспоминает А. Никитенко.

Последствия неудачных экспериментов настораживают и будоражат умы автомобильной общественности, порождая все абсурдные суждения о безоговорочном вреде газа как топлива для автомобилей.

Как известно, негатив быстрее распространяется и прочнее утверждается, чем позитив: чтобы переубедить человека, проникшегося рассказами знакомого мастера со СТО о вреде перехода на газовое топливо, нужно потратить немало времени.

Бороться с этим можно только с помощью грамотной пропаганды, что в свое время успешно делали производители ГБО в странах с развитыми рынками автогаза. К слову, в Восточной Европе украинская система газовых заправок еще лет 18—20 назад была логистически выстроена наиболее удобно. Но прогресс не стоит на месте.

Очевидно, что пока в Украине переход автотранспорта на газовое топливо носит лишь точечный характер. А мифы о вреде автогаза остаются мощным тормозом для автолюбителей, желающих экономить свои средства.