Компоненты ГБО 4-го поколения.
Рассмотрим компоненты и назначение ГБО 4-го поколения.
Выносное заправочное устройство (ВЗУ)
Через это устройство происходит заправка баллона сжиженным газом. По желанию клиента может крепиться в бампере, под бампером или за люком бензобака.
Баллон
- Баллон предназначен для хранения пропан-бутановой смеси
- Баллоны изготовлены из стали 3-4 мм
- Рабочее давление 1,6 Мпа
- Проверочное давление 2,5 Мпа
- Критическое давление 5-7 Мпа
- Баллон имеет горловину для установки мультиклапана
Существует два типа баллонов:
- Цилиндрические баллоны для установки в багажном отсеке и на несущей раме
- Тороидальные баллоны для установки в нишу запасного колеса или для наружной установки под днищем вместо запасного колеса.
В отдельных случаях целесообразнее использовать цилиндрические баллоны.
Мультиклапан
Основные функции мультиклапана:
- Обеспечивает заправку баллона через впускной клапан и прекращает заправку при заполнении баллона на 80% — 90%
- обеспечивает подачу жидкого пропана через расходный клапан
- Измеряет уровень жидкого пропана в баллоне
- Скоростной клапан закрывает подачу газа при повреждении магистрали и быстрй утечки газа
- Предохранительный клапан открывается при превышении даления 2,5 МПа для стравливания газообразного пропана из верхней части баллона
- Соленоид прекращает расход газа при аварийном сигнале
Существуют и другие, более простые конструкции.
Клапан-фильтр
- Клапан устанавливается в подкапотном отсеке между баллоном и редуктором
- Клапан блокирует подачу газа по команде переключателя/коммутатора/блока управления
- Сменный фильтрующий элемент клапана очищает газ от твердых частиц и взвесей
- Период замены фильтра зависит от качества газа
Редуктор
- Дифференциальный редуктор предназначен для систем впрыска газа для установки на инжекторные двигатели Редуктор поддерживает выходное давление газа на уровне +0,5/1,5 bar по отношению к давлению во впускном коллекторе
- Рабочее давление 1,6 Мпа
- Переход газа из жидкого в газообразное состояние осуществляется за счет снижения давления и теплообмена между частями редуктора, подогреваемыми жидкостью системы охлаждения
- Редуктор имеет одну или две ступени редуцирования и клапан безопасности
- В зависимости от конфигурации газотопливной системы редуктор может быть оснащен датчиком температуры
Фильтр газообразного пропана
- Устанавливается между редуктором и газовыми инжекторами
- Обеспечивает тонкую фильтрацию испаренного газа (70-80 микрон)
- Фильтр может иметь неразборную (одноразовую) или разборную конструкцию
- Фильтр может быть оснащен датчиком давления/температуры газа
- Период замены фильтра/картриджа зависит от качества газа (в среднем 15 тыс.км)
Рейка с газовыми форсунками
- Газовые инжекторы в зависимости от технологии производителя могут быть объединены по 2, 3 или 4 инжектора, что позволяет их использовать на 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти и 8-ми цилиндровых двигателях, а также на оппозитных двигателях.
- Блок газовых инжекторов устанавливается в непосредственной близости от впускного коллектора и подключается шлангами к форсункам, врезанным в коллектор максимально близко к впускному клапану
- Основной параметр инжекторов – минимальное время открытия. Чем меньше время открытия, тем быстрее работает инжектор и точнее может быть осуществлена подача газа
- Блок может быть оснащен датчиком давления/температуры газа
Датчик давления и температуры газа
Устанавливается на газовую рейку для измерения температуры и давления газа. На основании этих данных ЭБУ ГБО рассчитывает время открытия газовых форсунок.
Электронный блок управления
- ЭБУ посредством программного обеспечения анализирует параметры датчиков, времени впрыска бензина и определяет, какое количество газа необходимо подать в двигатель в данный момент времени
- ЭБУ имеет программный интерфейс, позволяющий калибровать, настраивать работу двигателя, считывать и корректировать ошибки
- Блок управления размещается в подкапотном пространстве, имеет термозащиту и герметичный корпус
Переключатель вида топлива, индикатор уровня
- Устанавливается в панель приборов и позволяет водителю переключать работу двигателя с бензина на газ и обратно
- В автоматическом режиме электронный блок управления определяет условия для перехода с бензина на газ (по температуре газа, давления газа и оборотам) и с газа на бензин (по давлению газа), что отображается с помощью индикации на переключателе
- Показывает вид используемого топлива с помощью двух светодиодов
- Переключатель оснащен шкалой, отображающей уровень газа в баллоне (если мультиклапан оснащен сенсором)