Господин ПРОПАН. ГБО «Тартарини».
Спрос на газобаллонное оборудование у нас традиционно растет – как растут и цены на бензин. Олег Ермоленко и Сергей Торгалов (фото) отправились в техцентр Группы компаний «АИС», чтобы выяснить, каковы нюансы установки современного ГБО.
Сервисы «АИС» на установке и обслуживании газобаллонного оборудования уже, как говорится, собаку съели: в компании таким переоборудованием техники занимаются уже более 16 лет. С самого начала работы с ГБО был серьезно поставлен вопрос о выборе надежного поставщика аппаратуры: и чтобы сделать услугу более привлекательной для покупателей, и чтобы уменьшить гарантийные издержки. Поэтому отечественную продукцию сразу отмели, кроме баллонов: последние – как раз единственное, что у наших поставщиков получается качественным. Редукторы, заправочные форсунки, блоки управления было решено покупать у итальянцев: в стране спагетти и божественной музыки еще с 30-х годов прошлого века в ходу газовое топливо, и в аппаратуре для него там знают толк. С 2004 года основным партнером «АИС» стала итальянская фирма «Тартарини», отношения с которой упрочнились настолько, что с недавних пор «АИС» является официальным импортером ее продукции.
Почему именно «Тартарини»? Мастера-установщики единодушно отвечают: это наиболее качественная, стабильно работающая и экономичная газовая аппаратура из всех опробованных. Вдобавок – не самая дорогая: переоборудование «под ключ», например, «Джили-МК» обходится в 6000 грн. Сейчас в техцентрах «АИС» во всех областных центрах устанавливают аппаратуру «Тартарини» на любую технику – на легковые и коммерческие автомобили, для пропана или метана. ГБО можно сразу поставить на новое авто, а можно и на машину с пробегом. Почти все детали и узлы оборудования, включая крепеж, – итальянские; баллоны, повторимся, ставят либо отечественные, либо, как на вседорожники «СанЙонг», – турецкие. На работу наших мастеров часто приезжают посмотреть итальянцы, глубоко неравнодушные к тому, насколько прилежно и аккуратно устанавливают их аппаратуру, – так что качество монтажа под бдительным и эмоциональным контролем.
С ГБО «Тартарини» на легковушках «Джили» расход газа – минимальный, максимум на 7% превышающий обычный эксплуатационный расход бензина. С техобслуживанием – никаких трудностей: если на машину аппаратура установлена сразу при покупке, то ее сервис совпадает с регулярным ТО. Каждые 15 тыс. км меняют газовый фильтр (примерно 200 грн) и проверяют оборудование на герметичность, а через 30 тыс. км приходится чистить газовые форсунки (100 грн) из-за неважнецкого качества нашего пропана. С периодичностью в три года выполняют проверку и переосвидетельствование баллона – естественно, этой процедурой тоже ведают СТО «АИС». Техцентры компании дают гарантию на ГБО в 200 тыс. км пробега или 3 года – и, как показывает практика, за это время аппаратура себя не раз успевает окупить.
НЕ СПАГЕТТИ ЕДИНЫМИ
История компании «Тартарини» началась в 1941 году, когда небольшая еще мастерская инженера Алеандро Тартарини освоила выпуск газовых редукторов. В музее фирмы бережно хранят один из первых переоборудованных автомобилей – причем этот «Фиат-508» до сих пор на ходу.
Сейчас «Тартарини» – крупное предприятие в городе Кастель Маджоре. Завод общей площадью 30 тыс. кв. м впечатляет высокой автоматизацией и стерильной чистотой в цехах. Компания является одним из ведущих европейских производителей ГБО и поставляет свою продукцию на конвейеры всех заводов «Фиат» (включая даже индийский филиал), «Ленд Ровер» и других мировых гигантов автоиндустрии.