Сможет ли ГБО на жидком газе вытеснить бензин?
LPI (Liquid Propane Injection)
– Система впрыска сжиженного газа
Голландская компания Vialle разработала систему впрыска для сжиженного газа в 1995 году, став таким образом первыми кто разработал систему использующую альтернативные источники топлива. Главное отличие в системе, разработанной голландцами в том, что впрыск газа во впускной коллектор производился в жидкой форме, в отличии от испаряющегося газа в более ранних системах с распределением газового впрыска.
Основное отличие нового поколения газобаллонного оборудования заключалось в методе подачи топлива в двигатель и совершенно другими узлами в системе LPi: поступление газа в сжиженном виде к газовым распылителям обеспечивается при помощи газового насоса, расположенного непосредственно в баллоне.
Это позволило отказаться от редуктора, который реализует испарение газового топлива перед подачей его в двигатель. На этом месте расположился специальный регулятор, который обеспечивает постоянное рабочее давление (примерно +5 бар по сравнению с давлением в баллоне), он препятствует началу испарения газа в трубках из-за тепла подающегося от работы двигателя. Этот регулятор объединен в единую систему с электроклапаном безопасности, который открывается исключительно при использовании газовой тяги.
С помощью регулятора давления излишки газа попадают обратно в баллон. Инженерами была переработана топливная магистраль, знакомую всем медную трубку, состоящую на из 99% меди и используемую для впрыска газа в редуктор-испаритель, заменили на две отдельные проводящие магистрали изготовленные из армированной пластмассы. Помимо этого, еще более сжиженный впрыск позволяет полностью заменить бензиновую систему, благодаря этому LPi являясь полной аналогией бензиново-инжекторной системе, позволят полностью от нее отказаться. Именно по этому пути пошли южнокорейские производители автомобилей: Kia, GM Daewoo, Renault-Samsung и Hyundai, разработав и внедрив для своего рынка однотопливные газовые системы.
К плюсам жидкого впрыска можно отнести высокоточную подачу, независимость от давления газа в баллоне и отсутствие необходимости подключения к системе охлаждения двигателя. Дополнительным плюсом является повышение мощности двигателя при работе в некоторых режимах благодаря эффекту охлаждения, достигающемуся в результате испарения газа.
Необходимо отметить, что система зажигания автомобиля, который оснащен LPi хорошо работает при любых температурных режимах. Особенно хорошо это заметно при пониженной температуре: излишний газ улетучивается быстрее бензина, который обычно заливает свечи.
В газобаллонных системах LPi устанавливается помпа турбинного типа, это дает возможность отказаться от дополнительной смазочной системы. Пробег автотранспорта с установленной помпой старого образца при правильном уходе может доходить до 300 тыс. километров.
При всех своих плюсах, ГБО 5-го поколения с системой LPi так и не получило массового распространения на территории СНГ по причине большой стоимости и пока что вряд ли сможет потеснить бензин на топливном рынке.